Фантастический боевик "Шестиструнный самурай" (Six-String Samurai).
Режиссер - Лэнс Манджиа. В ролях - Джефри Фэлкон, Джастин Макгуайер. США. 1998. Это один из немногих фильмов, который вызывает самые противоречивые чувства. Я знаю людей, для которых этот фильм является в полном смысле слова "культовым" (хотя я не выношу этот термин), и эти люди ставят ему самые высокие и даже запредельные оценки в личных рейтингах, но я знаю также людей, которые, посмотрев этот фильм, зевают и говорят: "Что они в нем нашли? Обычная скучноватая пародия. Сюжет довольно банальный: что произойдет дальше и чем окончится - понятно с самого начала. Музычка, правда, симпатичная, но тогда проще купить сидюк с саундтреками".
Кстати, правы и те, и другие. С одной стороны, "Шестиструнный самурай" - совершенно уникальный (и успешный) эксперимент, который затеяли два молодых и безбашенных парня - Лэнс Манджиа и Джефри Фэлкон. Лэнс тогда учился в университете Лойолы на режиссерском факультете и собирался снимать дипломную работу. У него была первоначальная задумка сюжета "Шестиструнного" (фильм тогда назывался "Бритва"), который изначально должен был представлять собой нечто снятое в однокомнатном помещении, где главные герои ведут серьезные диалоги. Но затем Лэнс встретил Джефри, и вот тут произошла определенная физическая, химическая и ментальная реакция соединения двух оригинальных и необычных умов, в результате чего родилась задумка "Шестиструнного" именно в том виде, в котором и получился готовый фильм. Так что Джефри выступил как бы катализатором дезинтеграционных процессов, что безусловно отразилось на сюжете и воплощении картины.
Добавлено (29.03.2009, 21:57)
---------------------------------------------
А теперь - немного о сюжете "Шестиструнного"...
В 1957 году некоторым образом случилась третья мировая война. Русские шарахнули атомной бомбой по Америке, американцы, вероятно, тоже успели кому-то там шандарахнуть, короче говоря, мир превратился в нечто пустынное и дикое. Примерно такое пустынное и дикое, как это наглядно показано в "Безумном Максе". По бескрайней пустыне шляются туда-сюда банды головорезов, одна диковиннее другой. Каждый выживает как может, а главная цель - убей другого, чтобы не убили тебя.
Но есть и светлое пятно во всем этом безумии. Остался неразрушенным великий город в песках - Лас Вегас (нынче он называется Лост Вегас), где долгое время проживал Король Элвис, правя остатками Америки. И вот великий Элвис умер. Так что теперь Лост Вегас ждет достойного претендента, который сможет занять королевский престол после Элвиса. Поэтому со всех концов песчаной Америки в легендарный город устремляются музыканты - толстые, тонкие, оборванные, расфуфыренные, наивные и хитрые, жестокие и добрые. Разумеется, они по пути убивают друг друга (кто ножом, а кто и скабрезным кварт-септ аккордом), чтобы уменьшить количество конкурентов.
Но главный претендент - БАДДИ (Джэфри Фэлкон). Он не просто претендент. Он - супергерой! Очки от Бадди Хэлли (правда, с треснувшими стеклами и с дужкой, перетянутой пластырем), изрядно потрепанный в условиях пустыни фрак, культовая электрогитара 57 года и... самурайский меч, которым Бадди владеет так же виртуозно, как и гитарой, на протяжении всего фильма рубя врагов в капусту. Потому что супергерой не должен подставлять левую щеку. Он должен уметь сражаться.
Конечно, у супергероя должен быть спутник. Или спутница. Так полагается во всех фильмах. Но так как фильм (как считают фанаты) имеет глубокую внутреннюю подоплеку, у Бадди в качестве спутника должен быть его духовный и культурный наследник, которому он передаст самое ценное, что у него есть - очки и гитару 57 года. Таковым спутником и становится Мальчик (Джастин Макгуайер).
Вот с этим Мальчиком (его так зовут) Бадди и бредет по пустыне, направляясь в легендарный Лост Вегас. За ним по пятам следует довольно мерзкая компания из четырех человек, вооруженных луками со стальными стрелами, во главе которой шагает мужик, называющий себя Смертью (я сразу предположил, что это - металлюга; как оказалось, мои предположения были верны). Мерзкая команда охотится за Бадди (Смерть только его считает серьезным соперником), убивает из луков остальных претендентов, а Бадди в этот момент сражается с недобитыми остатками Красной Армии, которые до сих пор шляются по пустыне под залихватскую "Калинку-малинку". Кстати, недобитые останки - довольно музыкальные (они там все очень музыкальные), потому что в момент, когда Бадди их всех рубит в капусту, мужской хор довольно трогательно исполняет "Догорай, гори моя лучина".
Добавлено (29.03.2009, 21:57)
---------------------------------------------
Вершина фильма и финальная сцена - поединок между Бадди и Смертью! Между благородным рок-н-роллом и презренным металлом (или хард роком). Бадди, ясный пень, в сражении помирает, негодяйского металлиста с легкостью убивает Мальчик, после чего юный наследник лучших традиций рок-н-ролла забирает гитару, цепляет на нос очки и отправляется в потерянный Вегас, который уже виднеется совсем рядом. Ура, ура, зрители рыдают и довольные расходятся по домам.
Резюмируя. Я вполне понимаю и тех, и других. И тех, кто от фильма просто в восторге, и тех, кто считает, что ничего не потерял, если бы его не посмотрел. Лично у меня (если отбросить все интересности истории создания этого фильма) он оставил следующее впечатление... Это не чистый стеб, как "Кин-дза-дза". Это именно пародия. Пародия прежде всего на "Безумный Макс", а затем на "Отчаянный" и "Водный мир". Пародия забавная, но довольно однообразная. Если бы в фильм было включено больше динамичных эпизодов, а не просто танцы с саблями Бадди, во время которых он всех эффектно рубит, он смотрелся бы интереснее. Я, конечно, понимаю, что фильм снимался почти без денег и в тяжелых условиях, но, честно говоря, меня, как зрителя, совершенно не волнует - в каких условиях и без каких денег он снимался.
В картине - шикарная музыка (ее очень имеет смысл слушать на хорошей звуковой аппаратуре и в хорошей записи), которую играют русские эмигранты пятой волны - команда "Красные элвисы" (они сейчас в Штатах, кстати, довольно популярны). В фильме также совершенно потрясающая операторская работа (и это было по достоинству оценено критиками, потому что картина в 1998 году получила в Слэмдэнсе приз за лучший монтаж и операторскую работу), благодаря которой он будет по достоинству оценен даже теми, кто не врубился в общую пародийную и стебную направленность сюжета. А вот возвращаясь к сюжету... Мне он показался несколько однообразным. Начало и концовка - вполне даже хороши, а вот все, что в середине - довольно однообразно и совершенно предсказуемо. Короче говоря, у Манджиа не получилось растянуть один крутой видеоклип на все полтора часа фильма. Видеоклип сам по себе получился очень здорово - и музыка, и операторская работа, но когда он продолжается все полтора часа - немножечко утомляет. Даже самая удачная шутка, будучи повторенной раз, два, три и больше - надоедает, так и шикарные сцены саблерубилища Бадди - во второй, третий и пятый раз уже начинают утомлять. Ибо сделаны очень похоже и почти одинаково.
Итак, нужно ли смотреть этот фильм? Если вы поклонник "Безумного Макса" и "Отчаянного", если вы тащитесь от этих фильмов и совершенно серьезно готовы обсуждать идеи, которые якобы заложены в этих фильмах - немедленно покупайте кассету и тащитесь. Если вы не фанат "Mad Max-а", да и "Desperado" вызывает у вас лишь усмешку и фразу: "А че? Забавно. Только уж больно стреляет громко. Уши болят", тогда я порекомендовал бы посмотреть начало и конец "Шестиструнного". Они стоят того. А вот весь фильм целиком вас может немного утомить. Как утомил меня. Ибо я отношусь именно ко второй категории зрителей. Но не назвать "Шестиструнного самурая" событием в мире кинематографа - я не могу. Потому что это безусловно событие. Своеобразное, необычное, не всем понятное, не всем нравящееся, но событие. Даже я это признаю, хотя фильм у меня не вызвал особого восторга.