Боги и Демоны древних египтян
АКЕР — бог земли и подземного мира. Изображается в виде двойного сфинкса или льва, считался грозным обитателем Загробного Мира, стражем ворот и помощником Ра-солнца в борьбе с Апопом. Акер не принадлежал к кругу великих богов и, несмотря на свою роль в Загробном Мире, не имел своих храмов и мест культа.
АММАТ — «Пожирательница», богиня-чудовище с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила. Съедала сердце человека, если Великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор после взвешивания его сердца на «Весах истины».
АМОН, АМОН-РА — «Сокровенный», или «Незримый». Впервые упоминается в «Текстах пирамид». Бог солнца, центром его почитания был город Фивы. Когда Фивы сделались столицей Египта, Амона стали считать главным богом, отождествляя его с Ра. Священными животными Амона были баран, гусь и змей. Бог изображался часто в виде человека с бараньей головой и в короне из двух высоких перьев, с телом голубого цвета, что указывает на связь Амона с небом. Греки отождествляли Амона с Зевсом.
АНУБИС — бог-бальзамировщик, покровитель умерших. Изображался в виде черного животного — собаки или шакала, либо в виде человека с головой шакала. Покровитель некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых. Священные животные Анубиса шакалы и собаки. Вблизи храмов Анубиса археологи находят захоронения мумий собак. Греки отождествляли его с богом времени Кроносом.
АНХ— символ жизни, жизненной силы. Анх представлял собой крест, получивший название египетского, у которого вместо верхнего конца была петля. Часто служил амулетом, дающим жизненную силу человеку. Анх одевали новорожденному на шею, чтобы тот выжил.
АПИС — священный бык, символ плодородия, почитавшийся в Египте до самых последних времен. Центром культа был город Мемфис. В храме Пта в Мемфисе находилось место культа живого быка Аписа и специальный оракул, делавший предсказания по поведению животных. Бег живых быков, олицетворявших Аписа, праздновался как церемония, приносящая плодородие и достаток. Похороны Аписа и выбор его приемника считались крупными религиозными событиями. Мумии быков в громадных саркофагах складывали в подземельях мемфисского некрополя.
АПОП — огромный змей, обитатель подземного царства, олицетворение мрака. Извечный враг солнца и мирового порядка, он, вместе с тем, участвовал в наказании осужденных на Суде Осириса, помогая вершить правосудие. Чаще всего Апоп изображался в виде огромного связанного змея, пронзенного ножами. Греки считали Апопа братом Гелиоса.
АСТАРТА — сирийско-палестинская богиня. В Египте она считалась богиней-воительницей, дочерью Ра, и была вместе с Анат покровительницей боевых колесниц. В Мемфисе Астарте и ее супругу Ваалу был посвящен храм.
АТУМ — «Полный», «Совершенный» — бог-творец, старейший из Гелиопольской Великой Девятки. Со времени составления «Текстов пирамид» его отождествляли с Ра, и он стал воплощением заходящего солнца. Изображали Атума обычно в облике человека, увенчанного двойной короной Египта. Но иногда он выступал также в виде змея, жука-скарабея или обезьяны.
БЕН-БЕН — первый клочок твердой земли, холм, возникший по воле Атума-Ра из вод первозданного океана.
БЕНУ — священная птица в Гелиополе, прообраз греческого Феникса, изображался в виде цапли. Египтяне считали, что Феникс-Бону появился в начале творения и летал над водами Нуна-хаоса, из которых возник изначальный холм Бен-Бен. Бену жил на священной вербе (Дом Бен-Бен). Изначальное существо, он не был никем сотворен, подобно Атуму или Ра. Иногда Бену воспринимался египтянами как одно из воплощений Ра. Позже, с распространением культа Осириса, Бену стал олицетворять душу Осириса, являясь символом возрождения.
ВААЛ — сирийско-палестинский бог, почитавшийся в Мемфисе. Иногда его отождествляли с Сетом.
«ВЕЛИКАЯ ДЕВЯТКА» богов — в Гелиополе в нее входили: первый бог Ра, его дети — творения Шу и Тефнут, их дети — Геб, Нут и боги третьего поколения Осирис, Сет, Исида, Нефтида.
В различных городах Египта были девятки богов, в которые входили боги, считавшиеся главными богами города.
ВЕЛИКИЙ ЧЕРТОГ ДВУХ ИСТИН — зал Суда в Загробном Царстве, куда попадал умерший, и где должен был перед богами-судьями отвечать за свои земные поступки. В зале сидели две группы богов — Великая и Малая Эннеады — и человек должен был перед каждой поклясться в своей безгрешности.
ВЕННОФРЕ — одно из имен Осириса, в переводе означает «прекрасный».
ГЕБ — «Земля» — древний бог земли. Согласно «Текстам пирамид» умерший входит во врата Геба на пути в Загробное Царство. Известен очень древний миф, где говорится о том, что Геб и Нут вместе породили солнце. В Гелиополе Геба считали сыном Шу и Тефнут, тем самым относя его к третьему поколению богов.
В одном из папирусов сообщается, что Геб был предшественником Осириса на престоле. Египтяне обычно изображали Геба в виде человека со знаками царской власти. Известны также его изображения с головой змея.
ГОР, ХОР — бог солнца, изображался в образе сокола или солнечного диска с соколиными крыльями. Согласно древнему преданию, Гор был богом неба, а солнце и луна — его глазами, считался покровителем власти фараона.
Египтяне верили во многих богов с именем Гор. Считается, что Хароерис (Гор Старший, или Великий Гор, Гор Бехдетский) — изначальный бог, от которого произошли затем другие ипостаси Гора. Наиболее известные: Гор сын Исиды (Харпократ), Гор — обитатель горизонта (Хорахте), Гор объединитель Обеих Земель (Харсомт).
Противоборство между Гором — сыном Исиды и Сетом многозначно. С одной стороны, это отражение противоречий, заложенных в природе: Гор представлял небо и свет. Сет — землю, бурю, мрак. С другой стороны, вероятно, в древности какое-то время Гор был главным богом Нижнего Египта, а Сет Верхнего.
Греки отождествляли Гора с Аполлоном.
ДУАТ — одно из названий Загробного Царства.
ИМАХУЭМАНХ — демон, предводитель свиты Осириса. Ему подчинялся другой демон, Джесертеп. Изображался в виде человека с головой сокола и с двумя ножами в руках.
ИСИДА — жена (сестра) Осириса, мать Гора. Богиня плодородия, покровительница детей и матерей. Вместе с сестрой Нефтидой, в облике соколицы и коршуна, они оплакивали погибшего Осириса. Поэтому их часто изображали на саркофагах в роли охранительниц умершего.
Культ Исиды, чей образ служил символом супружеской преданности и материнской любви, приобрел огромную популярность в Египте, а в греческую эпоху — и за его пределами, распространившись практически во всех странах Средиземноморья. В античном мире Исиду отождествляли со многими богинями, прежде всего с Афиной, Селеной, Персефоной, Фетидой.
«КНИГА МЕРТВЫХ» — священный папирус, содержащий описание Загробного Царства, имена всех демонов и заклинания, которые должен был знать умерший, чтобы, избежав опасностей, благополучно добраться до Чертога Двух Истин. Эту книгу каждый египтянин должен был прочесть еще при жизни, а когда он умирал, ее обязательно клали в гроб, на тот случай, если он забудет какие-либо заклинания.
ЛАДЬЯ ВЕЧНОСТИ — ладья, в которой из года в год, из века в век путешествуют боги во главе с великим Ра и перевозят солнце по небесному Нилу. Днем Ладья Вечности имеет имя Манджет, ночью — Месектет. Иногда Ладью Вечности называют Ладьей Миллионов лет.
МААТ — богиня законов и справедливого миропорядка. Она руководила всеми явлениями природы — разливами Нила, сменой времен года, движением созвездий на небе, строго следила за их выполнением. Изображалась с высоким пером в головном уборе.
МАНДЖЕТ — ладья, в которой бог Ра перевозит солнечный диск днем по небесному Нилу.
МЕСЕКТЕТ — ладья, в которой бог Ра и другие боги плывут по Загробному Миру в то время, когда на земле ночь.
МЕСХЕНТ — добрая богиня-покровительница, встречавшая человека при его появлении на свет. Вместе со своим мужем богом Шаи следила за поведением человека всю жизнь, и на Загробном Суде перед Великой Эннеадой они рассказывали о плохих и хороших поступках этого человека. Изображалась в виде молодой женщины в головном уборе из разноцветных перьев в сопровождении мохнатых уродцев — карликов Басов и богини Таурт — самки бегемота с человеческими волосами и зубами крокодила.
МЕХЕН — «Тот, кто окружает» — великий змей, сопровождавший Ра в его странствии по подземной стране. Иногда Мехен служил даже буксирным канатом для ладьи Ра или обвивал кольцами то место, где возлежал бог.
НЕЙТ — «Устрашающая» — богиня-воительница. Изображалась в виде женщины в короне Нижнего Египта с луком и стрелами в руках. Почитался также ее символ — две скрещенные стрелы и щит. Греки отождествляли ее с Афиной.
НЕПРИ — бог зерна, чей праздник торжественно отмечали в первый день месяца сбора урожая. По верованиям египтян, он играл большую роль не только в земной жизни земледельцев, но и в потустороннем мире, где Непри — «Тот, кто живет после смерти»- как величают его «Тексты саркофагов», помогал умершим выйти из гробниц, чтобы они могли отправиться в царство мертвых, кормил и поил их пивом. Непри изображался в виде змея или как мужчина с телом, покрытым колосьями.
НЕФЕРТУМ — бог, олицетворявший первозданный лотос. Его изображали то в виде младенца на цветке лотоса, то в образе человека с короной в форме лотоса.
НЕФТИДА — «Владычица Дома» — младшая из детей Геба и Нут, сестра Исиды и жена Сета. Греки объединяли Нефтиду с Афродитой и с Никой.
НЕХЕБКАУ — демон подземного царства, привратник у ворот подземного мира. Имел человеческое тело и змеиную голову.
НУН— водное божество, хаос, из которого возник бог солнца Атум-Ра.
НУТ — «Небо» — богиня неба, супруга Геба, мать Исиды, Нефтиды, Осириса и Сета. Она обычно изображалась в виде женщины, перекинувшейся дугой через все небо и опирающейся на землю кончиками пальцев рук и ног. По одному из мифов, она по утрам рождала солнце, чтобы вечером снова проглотить его. Звезды были ее детьми. Иногда ее изображали в виде женщины с распростертыми руками-крыльями и с иероглифом на голове, означавшим ее имя.
ОСИРИС — бог Загробного Мира, судья в царстве мертвых, бог природы. Символом Осириса был столб Джед. Изображение этого столба было одной из самых распространенных священных эмблем. В канун юбилея царствования фараона в городе Мемфис происходила церемония поднятия столба Джед с участием фараона и жрецов, которые сами тянули канаты. Эта церемония должна была обеспечить фараону долгое и благополучное царствование.
Изображался Осирис в облике человека, чье тело перевито бинтами подобно мумии. Лицо его окрашивали в зеленый цвет, что указывает на то, что он является богом растительности. На голове Осириса корона с перьями корона Атеф. Иногда изображали только одну корону с символами царской власти.
ПОЛЯ КАМЫША — место вечного блаженства, куда попадал умерший человек, если его признавали безгрешным на Суде Осириса.
ПТА, ПТАХ — в Мемфисе бог-творец и глава всех богов, которые являются его воплощениями. Покровитель искусств и ремесел. Верховный жрец бога Пта носил титул «начальника-ремесленников».
PA — бог солнца, странствующий в ладье по небосклону, создатель богов и людей. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола в двойной короне Нижнего и Верхнего Египта и с другими атрибутами царской власти. Иногда изображался человек с головой овна или просто голова овна, окруженная светящимся нимбом. С Ра отождествляли множество богов, давая им имена: Амон-Ра, Монту-Ра, Себек-Ра, Хнум-Ра и другие. Его часто называли Ра-Амон-Хепри, объединяя имена утреннего, заходящего и светящего днем солнца.
Имя Ра являлось составной частью имени фараона, так как они носили титул сыновей Ра.
Когда столицей был город Гелиополь, где почитали Ра, он считался царем всех богов.
СЕБЕК — бог-крокодил. Крокодил, живущий в воде, приобрел большое значение, так как считалось, что он властвует над водой, которая так ценилась в Египте. Его изображали или в виде крокодила с короной на голове, или в виде человека с головой крокодила.
СЕТ — бог пустыни, бог грозы, олицетворяющий собой злое начало. Младший брат Осириса. Изображался часто с ослиной головой или в облике гиппопотама.
Первоначально этот бог, видимо, не был воплощением зла. Однако по мере распространения культа Осириса образ доброго бога, коварно убитого братом, завоевал всенародную любовь. Возникло и постепенно утвердилось представление о Сете как о ненавистном боге.
В разных городах и областях в разные исторические периоды складывались совершенно разноречивые представления о Сете. Одни мифологические тексты рисуют Сета злодеем, представителем сил тьмы — змей, крокодилов и гиппопотамов, называют его врагом солнца, нередко отождествляют с Апопом. Другие причисляют Сета к свите Ра; вместе с другими богами, охраняющими солнце в Небесной Ладье, Сет сражается с Апопом. В эпоху правления фараонов XIX династии (14–13 вв. до н. э.) Сет считался покровителем царской власти, и фараоны, всходя на престол, брали имя в его честь (Сети Первый, Сети Второй).
Самое интересное, что эти взаимоисключающие верования просуществовали бок о бок на протяжении почти всей истории Древнего Египта. «Положительный» и «отрицательный» образы Сета нередко присутствуют в пределах одного и того же текста, одного сказания.
СЕШАТ — богиня письма и счета, которая вела также и летопись царей. Она присутствовала при составлении планов постройки различных сооружений, поэтому ее почитали кик покровительницу строительства и строителей. Она была тесно связана с богом Тотом, считалась его сестрой или дочерью. Сешат изображали в виде женщины со сложным головным убором: семиконечной звездой на полукруглой дуге с двумя перьями наверху.
СОХМЕТ, СЕХМЕТ — «Могучая» — страшная богиня войны, богиня палящего солнечного жара. Гнев ее, по египетским представлениям, приносил мор и эпидемии. Часто Сохмет отождествляли с Хатхор и Тефнут.
Священное животное Сохмет была львица, и изображалась она с львиной головой. Фараон Аменхотеп III установил шестьсот крупных статуй Тефнут-Сохмет в виде женщины с львиной головой.
ТЕФНУТ — богиня влаги, супруга бога Шу, являвшаяся вместе с ним первой парой богов, созданных Ра-Атумом. Считалось, что она родилась из слюны Атума. Тефнут была так тесно связана с Шу, что часто их воспринимали как единое целое, а в римский период эту пару богов включили в созвездие Близнецов.
ТОТ — бог мудрости, счета и письма. Священные животные Тота — павиан и птица ибис. Бог изображался с головою ибиса или в образе павиана.
Тот имел для древних египтян огромное значение. Считаясь владыкой Луны, он охранял и спасал ее, возвращая на свое место на небе. Он ведал порядком, справедливостью и гармонией в мире. Как лунный бог, он был Владыкой счета и Исчислителем лет, ибо на основе фаз луны составлялся календарь. Тот считался изобретателем письменности, творцом священных книг, покровителем писцов, врачей, а также всех видов знаний. В окружении богов Тот исполнял роль судьи.
УДЖАТ — Всевидящее Око. «Оком» в египетских текстах называются разные божества: Шу, Тефнут, Хатхор-Сохмет, Маат и др. Под другим Оком («Великолепным») подразумевается змея-урей, охраняющая Ра.
Особая роль отводилась глазу Гора, которое вырвал у него Сет во время битвы. Чаще всего Око Уджат является именно этим глазом. Его изображение стало могущественным амулетом, защищавшим от всевозможных бед. Глаз Гора имел также еще одну функцию: в математике с его помощью обозначали дроби. По одной из версий мифа, Сет разрезал глаз Гора на 64 части. Рисунок зрачка означал дробь 1/4, брови — 1/8 и т. д.
УПУАУТ — бог-волк, привратник подземного царства.
ХАПИ — древнеегипетское имя Нила, бог животворных сил реки, берущей свое начало в водах первозданного океана Нуна. Разлив Нила называли приходом Хапи. Хапи регулировал уровень воды в реке, пребывая в пещере недалеко от города Асуана. Было также место на острове в дельте, именуемое Домом Хапи, откуда он следил за разливом Нила в Нижнем Египте. Изображали Хапи в виде мужчины с женской грудью (символ кормильца), с повязкой рыбака на бедрах и пучком камыша на голове. В его изображениях преобладали цвета воды — зеленый и голубой. Хапи был одним из самых любимых в народе богов.
ХАТХОР — «Дом Хора» — богиня неба, богиня любви, веселья, пляски, от которой зависело также и плодородие. Священное животное Хатхор — корова. Изображалась она в виде женщины с коровьими рогами на голове, между которых находился солнечный диск. В «Текстах пирамид» Хатхор является матерью Хора, хотя в Гелиополе эту роль играет Исида.
Египтяне отождествляли Хатхор с богинями Нут, Тефнут, Сохмет и Исидой. Часто говорили о ней как о Солнечном Оке, охраняющем Ра от врагов.
ХЕПРИ — «Тот, кто возникает», «Тот, кто приводит к возникновению» бог-скарабей, отождествлявшийся с Атумом и являвшийся символом утреннего солнца. Одно из имен бога солнца Ра.
Такое отношение к скарабею объяснялось тем, что египтяне считали, что этот жук способен возникать из ничего, отсюда его божественная созидательная сила. А вид маленького скарабея, толкающего перед собой огромный шар, подсказал образ бога, катящего солнце по небу. Приписываемая этому невзрачному насекомому могучая сила стала причиной его необычайной популярности — бесчисленные амулеты с изображением скарабея, преподносимые живым и мертвым, должны были защищать их от всевозможных сил зла и, что самое главное, помочь после смерти возродиться к вечной жизни, как возрождается сам скарабей.
ХНУМ — бог в облике барана или человека с бараньей головой, почитавшийся во многих местах Египта как бог плодородия, покровитель гончаров; согласно мифу, он вылепил из глины на гончарном круге первого человека. Часто изображался вместе с гончарным кругом, на котором он создает человека.
ШАИ — бог-покровитель человека. Следил за его поведением всю жизнь и на Загробном Суде Осириса рассказывал, праведный это был человек или нет. И если Суд признавал умершего безгрешным, Шаи проводил его душу в Поля Камыша.
ШУ — бог воздуха, его имя означало пустоту. Он родился из Атума, как воздух, который тот выдохнул через нос. Он приносил освежающий северный ветер. Изображения Шу в виде человека с распростертыми крыльями, держащего в руках символы жизни и воздуха, помещали в храмах вблизи окон, чтобы обеспечить приток свежего воздуха. Умершим давали с собой в дорогу в Загробный Мир маленькие фигурки Шу, чтобы они под землей не задохнулись. Бог должен был обеспечить им свободное дыхание.
В «Текстах саркофагов» Шу называют «тем, кто мраку приносит свет», так как он вместе с Тотом поймал в сети пропавшую Луну и водворил ее на прежнее место.
АММАТ — «Пожирательница», богиня-чудовище с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила. Съедала сердце человека, если Великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор после взвешивания его сердца на «Весах истины».
АМОН, АМОН-РА — «Сокровенный», или «Незримый». Впервые упоминается в «Текстах пирамид». Бог солнца, центром его почитания был город Фивы. Когда Фивы сделались столицей Египта, Амона стали считать главным богом, отождествляя его с Ра. Священными животными Амона были баран, гусь и змей. Бог изображался часто в виде человека с бараньей головой и в короне из двух высоких перьев, с телом голубого цвета, что указывает на связь Амона с небом. Греки отождествляли Амона с Зевсом.
АНУБИС — бог-бальзамировщик, покровитель умерших. Изображался в виде черного животного — собаки или шакала, либо в виде человека с головой шакала. Покровитель некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых. Священные животные Анубиса шакалы и собаки. Вблизи храмов Анубиса археологи находят захоронения мумий собак. Греки отождествляли его с богом времени Кроносом.
АНХ— символ жизни, жизненной силы. Анх представлял собой крест, получивший название египетского, у которого вместо верхнего конца была петля. Часто служил амулетом, дающим жизненную силу человеку. Анх одевали новорожденному на шею, чтобы тот выжил.
АПИС — священный бык, символ плодородия, почитавшийся в Египте до самых последних времен. Центром культа был город Мемфис. В храме Пта в Мемфисе находилось место культа живого быка Аписа и специальный оракул, делавший предсказания по поведению животных. Бег живых быков, олицетворявших Аписа, праздновался как церемония, приносящая плодородие и достаток. Похороны Аписа и выбор его приемника считались крупными религиозными событиями. Мумии быков в громадных саркофагах складывали в подземельях мемфисского некрополя.
АПОП — огромный змей, обитатель подземного царства, олицетворение мрака. Извечный враг солнца и мирового порядка, он, вместе с тем, участвовал в наказании осужденных на Суде Осириса, помогая вершить правосудие. Чаще всего Апоп изображался в виде огромного связанного змея, пронзенного ножами. Греки считали Апопа братом Гелиоса.
АСТАРТА — сирийско-палестинская богиня. В Египте она считалась богиней-воительницей, дочерью Ра, и была вместе с Анат покровительницей боевых колесниц. В Мемфисе Астарте и ее супругу Ваалу был посвящен храм.
АТУМ — «Полный», «Совершенный» — бог-творец, старейший из Гелиопольской Великой Девятки. Со времени составления «Текстов пирамид» его отождествляли с Ра, и он стал воплощением заходящего солнца. Изображали Атума обычно в облике человека, увенчанного двойной короной Египта. Но иногда он выступал также в виде змея, жука-скарабея или обезьяны.
БЕН-БЕН — первый клочок твердой земли, холм, возникший по воле Атума-Ра из вод первозданного океана.
БЕНУ — священная птица в Гелиополе, прообраз греческого Феникса, изображался в виде цапли. Египтяне считали, что Феникс-Бону появился в начале творения и летал над водами Нуна-хаоса, из которых возник изначальный холм Бен-Бен. Бену жил на священной вербе (Дом Бен-Бен). Изначальное существо, он не был никем сотворен, подобно Атуму или Ра. Иногда Бену воспринимался египтянами как одно из воплощений Ра. Позже, с распространением культа Осириса, Бену стал олицетворять душу Осириса, являясь символом возрождения.
ВААЛ — сирийско-палестинский бог, почитавшийся в Мемфисе. Иногда его отождествляли с Сетом.
«ВЕЛИКАЯ ДЕВЯТКА» богов — в Гелиополе в нее входили: первый бог Ра, его дети — творения Шу и Тефнут, их дети — Геб, Нут и боги третьего поколения Осирис, Сет, Исида, Нефтида.
В различных городах Египта были девятки богов, в которые входили боги, считавшиеся главными богами города.
ВЕЛИКИЙ ЧЕРТОГ ДВУХ ИСТИН — зал Суда в Загробном Царстве, куда попадал умерший, и где должен был перед богами-судьями отвечать за свои земные поступки. В зале сидели две группы богов — Великая и Малая Эннеады — и человек должен был перед каждой поклясться в своей безгрешности.
ВЕННОФРЕ — одно из имен Осириса, в переводе означает «прекрасный».
ГЕБ — «Земля» — древний бог земли. Согласно «Текстам пирамид» умерший входит во врата Геба на пути в Загробное Царство. Известен очень древний миф, где говорится о том, что Геб и Нут вместе породили солнце. В Гелиополе Геба считали сыном Шу и Тефнут, тем самым относя его к третьему поколению богов.
В одном из папирусов сообщается, что Геб был предшественником Осириса на престоле. Египтяне обычно изображали Геба в виде человека со знаками царской власти. Известны также его изображения с головой змея.
ГОР, ХОР — бог солнца, изображался в образе сокола или солнечного диска с соколиными крыльями. Согласно древнему преданию, Гор был богом неба, а солнце и луна — его глазами, считался покровителем власти фараона.
Египтяне верили во многих богов с именем Гор. Считается, что Хароерис (Гор Старший, или Великий Гор, Гор Бехдетский) — изначальный бог, от которого произошли затем другие ипостаси Гора. Наиболее известные: Гор сын Исиды (Харпократ), Гор — обитатель горизонта (Хорахте), Гор объединитель Обеих Земель (Харсомт).
Противоборство между Гором — сыном Исиды и Сетом многозначно. С одной стороны, это отражение противоречий, заложенных в природе: Гор представлял небо и свет. Сет — землю, бурю, мрак. С другой стороны, вероятно, в древности какое-то время Гор был главным богом Нижнего Египта, а Сет Верхнего.
Греки отождествляли Гора с Аполлоном.
ДУАТ — одно из названий Загробного Царства.
ИМАХУЭМАНХ — демон, предводитель свиты Осириса. Ему подчинялся другой демон, Джесертеп. Изображался в виде человека с головой сокола и с двумя ножами в руках.
ИСИДА — жена (сестра) Осириса, мать Гора. Богиня плодородия, покровительница детей и матерей. Вместе с сестрой Нефтидой, в облике соколицы и коршуна, они оплакивали погибшего Осириса. Поэтому их часто изображали на саркофагах в роли охранительниц умершего.
Культ Исиды, чей образ служил символом супружеской преданности и материнской любви, приобрел огромную популярность в Египте, а в греческую эпоху — и за его пределами, распространившись практически во всех странах Средиземноморья. В античном мире Исиду отождествляли со многими богинями, прежде всего с Афиной, Селеной, Персефоной, Фетидой.
«КНИГА МЕРТВЫХ» — священный папирус, содержащий описание Загробного Царства, имена всех демонов и заклинания, которые должен был знать умерший, чтобы, избежав опасностей, благополучно добраться до Чертога Двух Истин. Эту книгу каждый египтянин должен был прочесть еще при жизни, а когда он умирал, ее обязательно клали в гроб, на тот случай, если он забудет какие-либо заклинания.
ЛАДЬЯ ВЕЧНОСТИ — ладья, в которой из года в год, из века в век путешествуют боги во главе с великим Ра и перевозят солнце по небесному Нилу. Днем Ладья Вечности имеет имя Манджет, ночью — Месектет. Иногда Ладью Вечности называют Ладьей Миллионов лет.
МААТ — богиня законов и справедливого миропорядка. Она руководила всеми явлениями природы — разливами Нила, сменой времен года, движением созвездий на небе, строго следила за их выполнением. Изображалась с высоким пером в головном уборе.
МАНДЖЕТ — ладья, в которой бог Ра перевозит солнечный диск днем по небесному Нилу.
МЕСЕКТЕТ — ладья, в которой бог Ра и другие боги плывут по Загробному Миру в то время, когда на земле ночь.
МЕСХЕНТ — добрая богиня-покровительница, встречавшая человека при его появлении на свет. Вместе со своим мужем богом Шаи следила за поведением человека всю жизнь, и на Загробном Суде перед Великой Эннеадой они рассказывали о плохих и хороших поступках этого человека. Изображалась в виде молодой женщины в головном уборе из разноцветных перьев в сопровождении мохнатых уродцев — карликов Басов и богини Таурт — самки бегемота с человеческими волосами и зубами крокодила.
МЕХЕН — «Тот, кто окружает» — великий змей, сопровождавший Ра в его странствии по подземной стране. Иногда Мехен служил даже буксирным канатом для ладьи Ра или обвивал кольцами то место, где возлежал бог.
НЕЙТ — «Устрашающая» — богиня-воительница. Изображалась в виде женщины в короне Нижнего Египта с луком и стрелами в руках. Почитался также ее символ — две скрещенные стрелы и щит. Греки отождествляли ее с Афиной.
НЕПРИ — бог зерна, чей праздник торжественно отмечали в первый день месяца сбора урожая. По верованиям египтян, он играл большую роль не только в земной жизни земледельцев, но и в потустороннем мире, где Непри — «Тот, кто живет после смерти»- как величают его «Тексты саркофагов», помогал умершим выйти из гробниц, чтобы они могли отправиться в царство мертвых, кормил и поил их пивом. Непри изображался в виде змея или как мужчина с телом, покрытым колосьями.
НЕФЕРТУМ — бог, олицетворявший первозданный лотос. Его изображали то в виде младенца на цветке лотоса, то в образе человека с короной в форме лотоса.
НЕФТИДА — «Владычица Дома» — младшая из детей Геба и Нут, сестра Исиды и жена Сета. Греки объединяли Нефтиду с Афродитой и с Никой.
НЕХЕБКАУ — демон подземного царства, привратник у ворот подземного мира. Имел человеческое тело и змеиную голову.
НУН— водное божество, хаос, из которого возник бог солнца Атум-Ра.
НУТ — «Небо» — богиня неба, супруга Геба, мать Исиды, Нефтиды, Осириса и Сета. Она обычно изображалась в виде женщины, перекинувшейся дугой через все небо и опирающейся на землю кончиками пальцев рук и ног. По одному из мифов, она по утрам рождала солнце, чтобы вечером снова проглотить его. Звезды были ее детьми. Иногда ее изображали в виде женщины с распростертыми руками-крыльями и с иероглифом на голове, означавшим ее имя.
ОСИРИС — бог Загробного Мира, судья в царстве мертвых, бог природы. Символом Осириса был столб Джед. Изображение этого столба было одной из самых распространенных священных эмблем. В канун юбилея царствования фараона в городе Мемфис происходила церемония поднятия столба Джед с участием фараона и жрецов, которые сами тянули канаты. Эта церемония должна была обеспечить фараону долгое и благополучное царствование.
Изображался Осирис в облике человека, чье тело перевито бинтами подобно мумии. Лицо его окрашивали в зеленый цвет, что указывает на то, что он является богом растительности. На голове Осириса корона с перьями корона Атеф. Иногда изображали только одну корону с символами царской власти.
ПОЛЯ КАМЫША — место вечного блаженства, куда попадал умерший человек, если его признавали безгрешным на Суде Осириса.
ПТА, ПТАХ — в Мемфисе бог-творец и глава всех богов, которые являются его воплощениями. Покровитель искусств и ремесел. Верховный жрец бога Пта носил титул «начальника-ремесленников».
PA — бог солнца, странствующий в ладье по небосклону, создатель богов и людей. Изображался в виде сокола или человека с головой сокола в двойной короне Нижнего и Верхнего Египта и с другими атрибутами царской власти. Иногда изображался человек с головой овна или просто голова овна, окруженная светящимся нимбом. С Ра отождествляли множество богов, давая им имена: Амон-Ра, Монту-Ра, Себек-Ра, Хнум-Ра и другие. Его часто называли Ра-Амон-Хепри, объединяя имена утреннего, заходящего и светящего днем солнца.
Имя Ра являлось составной частью имени фараона, так как они носили титул сыновей Ра.
Когда столицей был город Гелиополь, где почитали Ра, он считался царем всех богов.
СЕБЕК — бог-крокодил. Крокодил, живущий в воде, приобрел большое значение, так как считалось, что он властвует над водой, которая так ценилась в Египте. Его изображали или в виде крокодила с короной на голове, или в виде человека с головой крокодила.
СЕТ — бог пустыни, бог грозы, олицетворяющий собой злое начало. Младший брат Осириса. Изображался часто с ослиной головой или в облике гиппопотама.
Первоначально этот бог, видимо, не был воплощением зла. Однако по мере распространения культа Осириса образ доброго бога, коварно убитого братом, завоевал всенародную любовь. Возникло и постепенно утвердилось представление о Сете как о ненавистном боге.
В разных городах и областях в разные исторические периоды складывались совершенно разноречивые представления о Сете. Одни мифологические тексты рисуют Сета злодеем, представителем сил тьмы — змей, крокодилов и гиппопотамов, называют его врагом солнца, нередко отождествляют с Апопом. Другие причисляют Сета к свите Ра; вместе с другими богами, охраняющими солнце в Небесной Ладье, Сет сражается с Апопом. В эпоху правления фараонов XIX династии (14–13 вв. до н. э.) Сет считался покровителем царской власти, и фараоны, всходя на престол, брали имя в его честь (Сети Первый, Сети Второй).
Самое интересное, что эти взаимоисключающие верования просуществовали бок о бок на протяжении почти всей истории Древнего Египта. «Положительный» и «отрицательный» образы Сета нередко присутствуют в пределах одного и того же текста, одного сказания.
СЕШАТ — богиня письма и счета, которая вела также и летопись царей. Она присутствовала при составлении планов постройки различных сооружений, поэтому ее почитали кик покровительницу строительства и строителей. Она была тесно связана с богом Тотом, считалась его сестрой или дочерью. Сешат изображали в виде женщины со сложным головным убором: семиконечной звездой на полукруглой дуге с двумя перьями наверху.
СОХМЕТ, СЕХМЕТ — «Могучая» — страшная богиня войны, богиня палящего солнечного жара. Гнев ее, по египетским представлениям, приносил мор и эпидемии. Часто Сохмет отождествляли с Хатхор и Тефнут.
Священное животное Сохмет была львица, и изображалась она с львиной головой. Фараон Аменхотеп III установил шестьсот крупных статуй Тефнут-Сохмет в виде женщины с львиной головой.
ТЕФНУТ — богиня влаги, супруга бога Шу, являвшаяся вместе с ним первой парой богов, созданных Ра-Атумом. Считалось, что она родилась из слюны Атума. Тефнут была так тесно связана с Шу, что часто их воспринимали как единое целое, а в римский период эту пару богов включили в созвездие Близнецов.
ТОТ — бог мудрости, счета и письма. Священные животные Тота — павиан и птица ибис. Бог изображался с головою ибиса или в образе павиана.
Тот имел для древних египтян огромное значение. Считаясь владыкой Луны, он охранял и спасал ее, возвращая на свое место на небе. Он ведал порядком, справедливостью и гармонией в мире. Как лунный бог, он был Владыкой счета и Исчислителем лет, ибо на основе фаз луны составлялся календарь. Тот считался изобретателем письменности, творцом священных книг, покровителем писцов, врачей, а также всех видов знаний. В окружении богов Тот исполнял роль судьи.
УДЖАТ — Всевидящее Око. «Оком» в египетских текстах называются разные божества: Шу, Тефнут, Хатхор-Сохмет, Маат и др. Под другим Оком («Великолепным») подразумевается змея-урей, охраняющая Ра.
Особая роль отводилась глазу Гора, которое вырвал у него Сет во время битвы. Чаще всего Око Уджат является именно этим глазом. Его изображение стало могущественным амулетом, защищавшим от всевозможных бед. Глаз Гора имел также еще одну функцию: в математике с его помощью обозначали дроби. По одной из версий мифа, Сет разрезал глаз Гора на 64 части. Рисунок зрачка означал дробь 1/4, брови — 1/8 и т. д.
УПУАУТ — бог-волк, привратник подземного царства.
ХАПИ — древнеегипетское имя Нила, бог животворных сил реки, берущей свое начало в водах первозданного океана Нуна. Разлив Нила называли приходом Хапи. Хапи регулировал уровень воды в реке, пребывая в пещере недалеко от города Асуана. Было также место на острове в дельте, именуемое Домом Хапи, откуда он следил за разливом Нила в Нижнем Египте. Изображали Хапи в виде мужчины с женской грудью (символ кормильца), с повязкой рыбака на бедрах и пучком камыша на голове. В его изображениях преобладали цвета воды — зеленый и голубой. Хапи был одним из самых любимых в народе богов.
ХАТХОР — «Дом Хора» — богиня неба, богиня любви, веселья, пляски, от которой зависело также и плодородие. Священное животное Хатхор — корова. Изображалась она в виде женщины с коровьими рогами на голове, между которых находился солнечный диск. В «Текстах пирамид» Хатхор является матерью Хора, хотя в Гелиополе эту роль играет Исида.
Египтяне отождествляли Хатхор с богинями Нут, Тефнут, Сохмет и Исидой. Часто говорили о ней как о Солнечном Оке, охраняющем Ра от врагов.
ХЕПРИ — «Тот, кто возникает», «Тот, кто приводит к возникновению» бог-скарабей, отождествлявшийся с Атумом и являвшийся символом утреннего солнца. Одно из имен бога солнца Ра.
Такое отношение к скарабею объяснялось тем, что египтяне считали, что этот жук способен возникать из ничего, отсюда его божественная созидательная сила. А вид маленького скарабея, толкающего перед собой огромный шар, подсказал образ бога, катящего солнце по небу. Приписываемая этому невзрачному насекомому могучая сила стала причиной его необычайной популярности — бесчисленные амулеты с изображением скарабея, преподносимые живым и мертвым, должны были защищать их от всевозможных сил зла и, что самое главное, помочь после смерти возродиться к вечной жизни, как возрождается сам скарабей.
ХНУМ — бог в облике барана или человека с бараньей головой, почитавшийся во многих местах Египта как бог плодородия, покровитель гончаров; согласно мифу, он вылепил из глины на гончарном круге первого человека. Часто изображался вместе с гончарным кругом, на котором он создает человека.
ШАИ — бог-покровитель человека. Следил за его поведением всю жизнь и на Загробном Суде Осириса рассказывал, праведный это был человек или нет. И если Суд признавал умершего безгрешным, Шаи проводил его душу в Поля Камыша.
ШУ — бог воздуха, его имя означало пустоту. Он родился из Атума, как воздух, который тот выдохнул через нос. Он приносил освежающий северный ветер. Изображения Шу в виде человека с распростертыми крыльями, держащего в руках символы жизни и воздуха, помещали в храмах вблизи окон, чтобы обеспечить приток свежего воздуха. Умершим давали с собой в дорогу в Загробный Мир маленькие фигурки Шу, чтобы они под землей не задохнулись. Бог должен был обеспечить им свободное дыхание.
В «Текстах саркофагов» Шу называют «тем, кто мраку приносит свет», так как он вместе с Тотом поймал в сети пропавшую Луну и водворил ее на прежнее место.